18+

Добавить в просмотрщик функционал типа файлового проводника, который умеет ходить по альбомам пользователя. ( отображать превью альбомов, заходить в альбомы и отображать превью фоточек, отображать фоточки )

Добавить в просмотрщик функционал типа файлового проводника, который умеет ходить по альбомам пользователя. ( отображать превью альбомов, заходить в альбомы и отображать превью фоточек, отображать фоточки )

Альбом:

Ключевые слова: :

Цвета:

Имеется модельный релиз

Только для редакционного использования

Дата создания:

Количество:
фото

Тип альбома:

Описание:


Все альбомы пользователя:
    Опубликовать: CTRL+ENTER

    Наппельбаум М.С.

    «Чтобы создать портрет, схожий с оригиналом, необходимо проникнуть в духовный мир человека, распознать его характер. В лице всегда есть определенные приметы ума, интересов, душевного мира человека. Зачастую признаки характера раскрываются вовсе не в тех чертах и деталях, которые бросаются в глаза с первого взгляда. Работа над портретами людей, которых я хорошо знал, обогатила мой опыт, мое понимание человеческой психологии».

     

    М.С. Наппельбаум. «От ремесла к искусству».
     
     

     

     

     

    В истории русской и советской фотографии немало славных имен мастеров, творивших в жанре портрета. И все же среди них имя Моисея Соломоновича Наппельбаума является, пожалуй, наиболее значительным. 
     
    Родившись в 1869 году, Наппельбаум прошел долгий жизненный и творческий путь. Вступив в профессию фотографа в возрасте 14 лет, он застал время, когда портреты в павильоне снимали фотоаппаратом формата 50х60 см с объективом, похожим на латунную гильзу от трёх-, а то и пятидюймового снаряда. Ученику Наппельбауму приходилось самому приготовлять мокроколлодионные пластинки, а потом фиксировать их цианистым калием (!), лишь позднее стали использовать гипосульфит, который хоть и имеет некоторые недостатки, зато неядовит. Вот откуда в детективных романах тех лет многочисленные эпизоды отравления цианистым калием! Тогда это был распространеннейший фотореактив, в том числе среди многочисленных фотолюбителей - поклонников нового чудесного изобретения - фотографии.
     
    М.С. Наппельбаум был в полном смысле человеком, который «сделал себя сам». Часто бывает, что люди впоследствии идеализируют свою биографию, выстраивают свой «путь в искусстве» как последовательную цепочку достижений и побед, которая образовалась исключительно благодаря их неистребимой тяге к творчеству. Наппельбаум честно признается в своей книге «От ремесла к искусству», что его блуждания по миру, очень долгий путь из провинциального, местечкового Минска в Петербург был связан не только со стремлением к обучению, к освоению мастерства, к творчеству, но прежде всего – с поиском заработка. Смоленск, Москва, Козлов, Одесса, Евпатория, Вильно, Варшава сменяют друг друга, затем Наппельбаум отправляется в далекую Америку, работает в Нью-Йорке, Питтсбурге, других городах США... 
     
    В 1895 году, вернувшись в Минск, он открывает свое портретное ателье, начинает работать самостоятельно. Пятнадцать лет, проведенных в родном городе, стали важным этапом в формировании творческих принципов фотографа. Прежде всего он ощутил необходимость отказаться от ряда привычных для портретистов норм: отверг привычную для коммерческих ателье искусственность и красивость поз, отказался от привычных, кочующих из снимка в снимок аксессуаров, перестал использовать белые или однотонно-серые фоны.
     
    Коллегам Наппельбаума поиски молодого фотографа не внушали доверия. Он, в свою очередь, платил им равнодушием: надо заметить, что и в последующие десятилетия Наппельбаум обычно сторонился профессиональной среды, предпочитая ей общение с художниками, писателями, актерами.
    Убедившись, что в Минске ему не найти понимания, Наппельбаум решил переехать в столицу. Так, в 1910 году он оказался в Петербурге, начал сотрудничать в богато иллюстрированном журнале “Солнце России”, где понравились его работы, сделанные еще в Минске. В связи с приближавшимся полувековым юбилеем столичной консерватории журнал заказал ему серию портретов музыкантов-профессоров. Юбилейный номер «Солнца России», составленный из снимков Наппельбаума, привлек к себе внимание: фотограф стал постоянным сотрудником популярного издания.

     

     

     

                        Д. Д. Шостакович

     

     
    Эти годы стали переломными в творчестве портретиста. Он стал владельцем собственной фотостудии, причем расположенной в самом центре, на Невском проспекте, в красивом шестиэтажном доме. 
    Семья портретиста была большой и дружной: жена, четыре дочери, сын. Старшие дочери увлекались поэзией, и в доме Наппельбаума образовался своеобразный клуб, члены которого собирались по понедельникам. Известные поэты Ахматова и Гумилев, Лунц и Кузмин, Тихонов и Рождественский были завсегдатаями этих «понедельников».
     

     

     

                    Н. С. Гумилев
     

     

     

                     А. А. Ахматова
     

     

    «Серебряные» поэты и родоначальники новой литературной эпохи, люди зачастую капризные, по-разному относились к творчеству Наппельбаума, но ценили, конечно (иначе бы не снимались). В частности, Блок и его мать, судя по воспоминаниям Самуила Алянского, очень любили ту действительно замечательную наппельбаумовскую фотографию, где Корней Чуковский, только что проваливший лекцию о Блоке, тоскливо смотрит в кадр, а сбоку на него ласково глядит сам Александр Александрович.
     

     

     

                    Блок и Чуковский

     

     
    Уже в эту пору окончательно сформировались вкусы фотографа: его интересовали изобразительное искусство, театр, литература. Позже он не уставал повторять, что учителей своих нашел в художественных музеях – в Эрмитаже и Третьяковской галерее. Это Рубенс и Ван Дейк, Репин и Серов, Рафаэль и Леонардо да Винчи. Однако самое сильное воздействие на Наппельбаума-портретиста оказал, несомненно, Рембрандт.
     

     

     

                      К. С. Станиславский
     

     

    В начале века в среде фотографов было модным так называемое «рембрандтовское» освещение. Изучив творчество великого живописца, Наппельбаум понял, что модное следование художнику было весьма далеким от сути его поисков. “К чему сводилось освещение «Рембрандт» в фотографии? – писал портретист, вспоминая это время. – Резкое боковое или заднее освещение, пучок лучей, направленный на лицо, руки или часть фигуры. Вот и все. Разве мы понимали, что у Рембрандта расположение света и теней в соответствии с фоном сообщает особую живость фигуре или рельефность предмету, что, переданный вдохновенной рукой Рембрандта, он начинает жить своей реальной жизнью именно благодаря распределению на нем света и теней”.
     

     

     

                     А. Н. Толстой
     

     

    Развивая свои представления о значении света в фотопортрете, он стал использовать в качестве единственного источника освещения тысячеваттную электрическую лампочку, помещенную в самодельный софит. “Всю свою дальнейшую жизнь, – признавался Наппельбаум много позже, – я работал с одним источником света. Если я достиг чего-либо в искусстве фотопортрета, то в значительной мере благодаря этой довольно примитивной по конструкции лампе. Она сразу дала освещение, которого мне так не хватало”.
     
    Слухи об удивительном таланте Наппельбаума создавать яркие образы и композиционные шедевры распространились далеко за пределы Петербурга. За фотопортретами клиенты ехали к нему бог знает откуда, хотя знали, какой мучительной может быть фотосессия. Наппельбаум часами "выслеживал жертву": пересаживал заказчика с места на место, заставлял ехать домой и переодеваться, менять прическу, бесконечно позировать.
     
    В написанной на склоне лет книге “От ремесла к искусству” фотограф признается, что необходимость снимать каждого, кто приходил в студию, была для него тяжелым бременем. Возможность снимать крупных музыкантов, профессоров консерватории, предоставленная ему редакцией “Солнца России”, оказалась очень близкой творческим пристрастиям фотографа. Раздвоение между каждодневной работой в своем ателье и творческими заказами, получаемыми от прессы, начинало все больше беспокоить фотохудожника.
     

     

     

                     В. И. Ленин
     

     

    Однажды, в январе 1918 года, через два с половиной месяца после Октябрьской революции Наппельбауму сообщили, что за ним приедут из издательства, чтобы сделать портрет В. И. Ленина. Эта работа стала переломной и в жизни, и в творчестве Наппельбаума. За январской съемкой в Смольном последовали и другие. Удачный ленинский портрет был началом целого цикла снимков руководителей молодого Советского государства.

     

     

                     Ф. Э. Дзержинский
     

     

     

                       А. М. Горький
     

     

    Когда весной 1918 года правительство переехало из Петрограда в новую столицу – Москву, Наппельбаум организовал здесь портретную студию ВЦИКа. Первое время он не решался расстаться со своей петроградской студией и жил на два дома, будто не веря, что государственное фотоателье способно дать ему средства к существованию. Однако слава снятых им портретов Ленина и других деятелей революции была столь велика, что к нему в студию ВЦИКа (а затем и в его ателье, находящееся на Петровке, в самом центре Москвы) стали приходить люди, составляющие элиту общественной и духовной жизни страны. Наппельбаума больше всего привлекали представители творческих профессий: писатели, художники, артисты, ученые.
     

     

     

                    Ф. Г. Раневская

     

     
    Со многими из них он дружил, других знал по их творчеству, третьих впервые видел у себя в ателье. Однако удивительное дело! – во всех случаях он умел глубоко проникнуть в суть человека, расшифровать самое главное, подчас сокровенное в нем.
    Авторству Наппельбаума принадлежит снимок Есенина, который был сделан за несколько дней до его трагической смерти. Когда Есенин пришел в студию фотографа со своими друзьями, он казался живым воплощением молодости и силы – похожий на ангела, веселый, энергичный, золотоволосый. Однако Наппельбаум увидел его другим. На его фотографии Есенин стоит, обреченно склонив голову, словно осужденный на казнь, поднимающийся на эшафот.
     

     

     

     

                     С. А. Есенин
     

     

    Он фотографировал Мейерхольда и Буденного, Дзержинского и Татлина, Ахматову и Крупскую. В свой объектив он видел всех выдающихся личностей своей эпохи. Он создал галерею портретов людей, без которых не было бы XX века. Ему часами позировали Станиславский и Эйзенштейн, Пастернак и Шостакович, Уланова и Дункан. Многие из работ Наппельбаума стали хрестоматийными: по ним учатся фотографировать молодые мастера.
     

     

     

                     М. Л. Ростропович
     

     

     

                     Н. С. Хрущев

     

     
    В 1935 году, в связи с полувековым творческим юбилеем, в Москве была проведена вторая персональная выставка работ Наппельбаума. Она стала триумфом фотографа. Ему было присвоено почетное звание заслуженного артиста республики – уникальный случай в истории нашей фотографии. 400 портретов, составивших экспозицию, стали значительным явлением в культурной жизни страны.
     

     

     

     

     
    В годы Великой Отечественной, несмотря на преклонный возраст, фотограф продолжал активно трудиться. Недаром на его третьей персональной выставке, прошедшей в московском Доме ученых в 1946 году, среди 250 выставленных портретов значительную долю составляли неизвестные прежде произведения. В послевоенную пору Наппельбаум снимал уже меньше: главным делом стала работа над книгой в которой он обобщил свой громадный творческий опыт. 
     
    Умер Моисей Соломонович в 1958 году, прожив почти 90 лет долгой и яркой жизни, полной встреч и впечатлений. Ему удалось "проскочить" XX век с наименьшими потерями для себя. Сам он в лагерях не сидел и на фронтах ранен не был. Зато одна из дочерей провела в заключении три года, но и здесь Наппельбауму "повезло": он дожил до ее возвращения.
    Опубликовано 04/08/2014 в 23:09




    Произошла ошибка :(

    Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

    Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

    Спасибо!



    Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

    support@ergosolo.ru

    Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

    8 (495) 995-82-95





    Устаревший браузер

    Внимание!

    Для корректной и безопасной работы ресурса необходимо иметь более современную версию браузера.

    Пожалуйста, обновите ваш браузер или воспользуйтесь одним из предложенных ниже вариантов: